История

Погружение в прошлое Уфы

Всем любителям уфимской старины сказочный подарок! На сайте «Роднов и его друзья» помещён для свободного и бесплатного доступа очередной, одиннадцатый уже сборник «Река времени. 2019». Скачивайте, читайте, думайте.

В сборнике уважаемый Читатель найдёт массу уникального и совершенно нового материала. Сплошной эксклюзив! Но советую обратить внимание на первую статью известного историка из Нижневартовска Я.Г. Солодкина. Она строго научная и любителям лёгкого чтения может не понравиться, но попробуйте вчитаться, ведь там речь идёт о возникновении нашей славной богоспасаемой Уфы!

На сегодняшний день картина строительства нашего Града выглядит примерно так.

Южный Урал, который потом назовут исторической Башкирией, в первой половине XVI столетия был поделён между тремя государствами, наследниками развалившейся и насквозь прогнившей, а ни какой не золотой Орды.

Север и запад подчинялся Казанскому ханству, юг и центр (с Уфой) Ногайской орде, в Зауралье властвовали Сибирские ханы.

На уфимском полуострове у ногаев находился военно-административный центр, раскинувшийся примерно от современной первой Соборной мечети до санатория «Зелёная Роща».

Ногайцы считаются «классическими» кочевниками, а у кочевников городов не бывает. Ногайская Уфа (Туратау, крепость на горе), скорее всего, представляла собой скопище юрт, землянок, шалашей, временных зимних жилищ, паслись табуны скота. Лишь на возвышенных местах ногаи выстроили башни из плитняка (остатки такой башни дожили до XIX века в районе современной мечети на улице Тукаева), чтобы обозревать заречные дали.

Ногайская Уфа контролировала главные переправы. Район совр. Монумента Дружбы – это единственное место на всём уфимском полуострове, где оба берега пологие, где удобно переправляться через Белую. Впадающие сейчас из труб выше автомобильных мостов речка Ногайка и сестричка Сутолока размыли за века бережок.

Отсюда по улице совр. Менделеева шла дорога к Чёртову городищу (санаторий «Зелёная Роща») и Дудкину перевозу, где спускались с горы, переплывали Уфимку и двигались на совр. Иглино и далее через горные хребты. Это древнейшая дорога на восток, в таинственные страны Сибир и Ибир.

Но кочевники всегда грызутся между собой, в Ногайской орде началась очередная усобица и примерно к 1540-м годам ногаи уходят с уфимского полуострова, лесом зарастают места их становищ и пастбищ.

Тем временем Иоанн Васильевич Грозный в 1552 году штурмом берёт Казань и присоединяет земли враждебного ханства, откуда шли набеги на восточные Украйны Московского царства.

Формально северо-запад современной Башкирии переходит под власть грозного властителя. Местным родам, наверняка, татары-мишари отвозят грамоты с весьма расплывчатыми обещаниями, мол, всё нормально, теперь мне ясак присылайте.

Но в реальности Москве нет дела ни до Башкирии, ни до всего Урала. Присоединены гигантские территории до самой Астрахани и батюшки Каспия. Такой кусок ещё надо переварить, а на западе разгорается пожар Ливонской войны. Урал – окраина, вспомните, что на севере купцам Строгановым отдали огромные владения.

Во второй половине XVI столетия основная часть современной РБ оказывается вне контроля соседних держав. Почти. Осталась третья. На востоке.

В 1563 году злобный Кучум сын Муртазы (!) убивает хана сибирского, законного Едигера и его брата Бекбулата, захватывает город Кашлык (Искер, Сибир) – столицу и берёт под контроль все земли по Иртышу и Тоболу.

Насаждает ислам сибирским народам, затем перестаёт платить ясак Москве и начинает подступать к пермским землям. Кучум решил расширить свою квартиру.

Про завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем хорошо известно, его славные атаманы Иван Кольцо, Матвей Мещеряк и другие выбили этого муртазаевича из Сибири. Но в этой истории забывают про южный фланг войны – Башкирию.

Наверняка, облизывая жирные пальцы, Кучум слушал рассказы своих прознатчиков, что к западу от гор власти нет, ногаи ушли из Уфы, русские только торгуют, да изредка приплывают земли изучать.

А землица Уфимская, Беловолжская ах какая славная, луга – трава по пояс, земля – чёрная и плодородная, леса бескрайние, в реках рыбы тьма.

Под властью Кучума находились зауральские башкиры. Видимо, появление ряда башкирских родов, в первую очередь табынцев, и было связано с экспансией Кучума. Жившие в голодном Зауралье, где ветер волком воет, сибайские карьеры дымят, тоска, одно слово, тамошние жители рвались на лучшие земли.

Видимо, к началу 1580-х годов кучумовские приспешники (табынцы и прочие) начали устанавливать контроль над западной Башкирией, где уже активно торговали русские купцы, а казанские воеводы лишь присматривались, где бы крепостцы воздвигнуть?

И в сборнике «Река времени. 2019» в статье Я.Г. Солодкина Вы прочитаете записи старинной русской летописи, а сведения были получены, как доказал автор, от непосредственного участника событий.

В год 7093-й от сотворения мира (1584/85-й от Рождества Христова), а тогда на Руси новый год начинался 1 сентября, отправил царь Фёдор Иоаннович из Казани Ф. Турова и З. Волохова с «лутчими» людьми Костромы, Суздаля, Ярославля, Владимира, Арзамаса «и изо многих городов поволских … до соленых озер»; эти служилые, «бився з башкирцы, возвратишася назад». Есть информация, что уже в этом походе началось возведение Уфы, как базы русских войск.

А на следующий год те же головы и ранее бывшие «с ними в сибирских улусах» «воинские люди» опять «з башкирцы и з сибиряны билися. И бився, на Уве острог поставили».

Сведения старинной летописи полностью подтверждают выводы нашего великого земляка, академика Петра Петровича Пекарского, который сообщал: «В сентябре 1586 года, русским послам наказывалось убеждать нагайских владетелей, что город на Уфе, на Белой воложке велено “ныне поставити” для защиты от сибирского царя Кучюма, начавшего было собирать ясак с подвластных России башкирцев; кроме того чрез город Уфу из Казани в Сибирь где были не задолго пред тем основаны города Тара, Тюмень, а в 1586 г. начат постройкою и Тобольск» шла дорога. О старинной дороге из Уфы на Сибирь в городе Уфе в XVIII веке напоминали существовавшие тогда там сибирские ворота и сибирская улица (смотри на моём сайте книжку «Судьба редактора»).

Летопись открыл замечательный советский историк Вадим Иванович Корецкий (1927–1985).

Вадим Иванович Корецкий
Фото: Археографический ежегодник. 1985

Между прочим, одним из его студентов, учившихся у мэтра был известный башкирский историк Анвар Закирович Асфандияров (1934–2014), давно подтвердивший выводы академика Пекарского, что Уфа была основана в 1586 году.

Сейчас можно уверенно утверждать, что основание нашего славного Града связано с войной с Кучумом и присоединением Сибири. Но также очевидно, что Уфа строилась постепенно, в течение нескольких лет, а полуостров посещался русскими служилыми людьми (включая татар-мещеряков) и купцами уже долгие десятилетия.

И последнее. Основали наш Град прекрасный в правление царя Фёдора Иоанновича. И давно, 4 ноября 2009 года на Воскресенской набережной красивого города Царевококшайска, что ныне Йошкар-Ола, открыт первый в России памятник царю.

фото из Википедии

Второй памятник надо бы в Уфе воздвигнуть! Это он настоящий основатель Града Уфинского, воеводы лишь приказы исполняли.

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья».

доктор исторических наук Михаил Роднов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *